Частнопрактикующие врачи из 64 регионов России собрались в Москве на свой первый форум. Речь шла о роли частного сектора в системе российского здравоохранения. По мнению участников, граждане нашей страны будут получать качественное медицинскую помощь только в том случае, если параллельно будут существовать и частная, и государственная системы.
По словам президента Первой всероссийской ассоциации врачей частной практики Алексея Каменева, доля частного сектора на рынке медицинских услуг составляет сейчас не более трех процентов. Однако в нем занято 70 процентов всех российских врачей.
- Частный сектор переходит сейчас от таких элитных вещей, как стоматология и косметология, к серьезным операциям, - говорит Каменев. - Он охватывает все области медицины, кроме онкологии, тяжелых психических заболеваний, наркомании. В прошлом году объем помощи, оказываемой нами, увеличился в 10 раз. Мы оцениваем потенциальный объем рынка в $18 миллиардов в год.
Однако официальная информация, озвученная директором НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Владимиром Стародубовым, несколько противоречила этим оптимистичным заявлениям. По его данным, "частники" составляют всего 2,4 процента от общего количества российских врачей. Медсестер еще меньше - 1,7 процента. Количество частных больниц и вовсе измеряется сотыми долями процента - 0,88. Поликлиник, правда, побольше - 11,1 процента.
- Из-за незначительного количества врачей, работающих в частном секторе, они не могут оказывать существенного влияния на состояние рынка. Сейчас большая часть платных услуг оказывается в государственных лечебных учреждениях - как официально, так и за "черный нал". Оценка объемов "черного нала" разная, цифр точных нет, но, по моим прикидкам, доли официального и теневого секторов примерно равны - 51 миллиард и приблизительно 50-60 миллиардов соответственно.
Впрочем, нелегальная оплата труда коллег в госсекторе - не единственное, что мешает спокойно работать частникам. Основная проблема - неравноправие на рынке государственных и коммерческих лечебных учреждений. По мнению Алексея Каменева, частным клиникам менее охотно выдают лицензии - только потому, что они частные. Кроме того, государственные клиники, которые тоже могут лечить за деньги, просят за свои услуги существенно меньше. Владимир Стародубов объясняет это так:
- У нас плохо отрегулирован рынок, государственные и частные учреждения работают по разным правилам. Частные учреждения вынуждены закладывать в цену не только прибыль, но и амортизацию своих основных фондов - когда-нибудь им придется делать в клинике ремонт, обновлять оборудование. А госучреждения знают, что все ремонты будут делаться за счет бюджета. Кроме того, они демпингуют еще и из-за низкой платежеспособности населения и продают услуги по цене ниже себестоимости, чтобы выручить хоть сколько-нибудь.
Тем не менее частнопрактикующие врачи не призывают вовсе искоренить государственную медицину. По их мнению, они должны существовать параллельно, просто у них будут разные "целевые аудитории".
- В будущем 70 процентов медицинских услуг будут платными, но государство должно обеспечить медицинскую помощь тем 30 процентам больных, которые не способны сами платить за нее, - считает Каменев. - Для этой части населения - стариков и неимущих - должно существовать обязательное страхование. Три-пять процентов элиты могут оплачивать дорогую добровольную страховку. А лечение основной массы работающих должно покрываться из фондов обществ взаимного некоммерческого страхования. При таком страховании нагрузка по оплате лечения одного больного участника общества ложится на остальных его членов.
Еще одну возможность оплаты медицинской страховки президент Ассоциации врачей частной практики видит в появлении специальных кредитов на нее.
Говоря о возможной приватизации лечебных учреждений, Каменев сообщил, что для России характерна негативная оценка коммерциализации медицины:
- В глазах россиян медицинские услуги до сих пор не являются товаром. Здесь действуют соображения морального толка и противоречие тому порядку, к которому они привыкли.
По мнению Каменева, приватизация государственных больниц и поликлиник не должна носить массового характера.
Впрочем, многие квалифицированные врачи, работая в частных клиниках, не спешат при этом уходить из государственных.
- Нас заставляет оставаться в госсекторе стабильность, - объяснил "Известиям" эту позицию акушер-гинеколог, пожелавший остаться неназванным. - Государственная клиника никогда не закроется, а частные учреждения предоставлены сами себе. Одно неверное движение - и клиника закрыта. Кроме того, доктору с именем невыгодно делиться своими доходами с учреждением. Ему удобнее работать в государственной больнице на государственном оборудовании, официально получать крошечную зарплату, но при этом класть себе в карман "благодарности" в виде "черного нала".
Наталья КОНЫГИНА. "Известия", 21 ноября 2003 года
Комментарии :
Комментариев нет